HOUSE

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » HOUSE » как и для мужчин так и для женщин » мужское или женское начало


мужское или женское начало

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Вопрос, чем и насколько мужчины отличаются от женщин, всегда волновал людей. Любая древняя мифология вращается вокруг идеи противоположности и одновременно — единства, взаимопроникновения мужского и женского начал, причем мужчина чаще изображается носителем активного, социально-творческого начала, а женщина — как пассивно-природная сила.

Например, в древнекитайской мифологии женское начало «Инь» и мужское «ян» трактуются как полярные космические силы, взаимодействие которых делает возможным бесконечное существование Вселенной. Слово «Инь», которое обычно называется первым, символизирует тьму, холод, влажность, мягкость, пассивность, податливость, а «ян» — свет, сухость, твердость, активность и т. д. Соединение муж чины с женщиной напоминает космический брак Неба с Землей во время грозы. В большинстве мифологий луна, земля и вода трактуются как женское начало, а солнце, огонь и тепло — как мужское и т. д.

Противопоставление мужского и женского — одна из длинной серии так называемых бинарных (парных) оппозиций, с помощью которых архаическое сознание пыталось упорядочить свой жизненный мир: счастье — несчастье, жизнь — смерть, чет — нечет, правое — левое, верх — низ, небо — земля, день — ночь, солнце — луна, светлое — темное, огонь — влага, земля — вода, свое — чужое, старшее — младшее и др. О символическом значении «правого» и «левого», напоминающем о билатеральности, асимметрии мозга, существует огромная специальная литература, начиная с классического очерка Р. Гертца и кончая трудами К. Леви-Стросса, Р. Нидхэма (Needham, 1973), Вяч. Вс. Иванова (Иванов, 1978) и В. Н. Топорова. Наиболее общие, типичные пары оппозиций, сопутствующих латеральному символизму, приводятся в таблице.

Свойства, ассоциирующиеся с латеральным символизмомПравое Левое
Мужчина, самец
Старшее, высшее
Хорошее
Нравственное
Предусмотрительное
Сильное, важное
День, свет, солнце
Сверху, впереди
Поселение, дом
Домашнее, вареное
Земледелец
Жизнь, здоровье, богатство
Восток
Юг Женщина, самка
Младшее, низшее
Плохое
Безнравственное,
Непредусмотрительное
Слабое, не важное
Ночь, тьма, луна
Снизу, сзади
Лес, чаща
Дикое, сырое
Охотник
Смерть, болезнь, бедность
Запад
Север

Однако наряду с принципом противоположности мужского и женского в мифологическом сознании широко представлена идея андрогинии, двуполости, совмещения мужского и женского начал в одном лице. Двуполыми были многие божества. В древнегреческом пантеоне это сын Гермеса и Афродиты — Гермафродит, в древнеиндийском — Адити, корова-бык, мать и отец других богов, в древнеегипетском — Ра, совокупившийся сам с собой («упало семя в мой собственный рот»). Андрогинные божества нередко изображались с двойным набором половых признаков (Шива в Индии, бородатая Афродита). Во многих мифологиях двуполыми считались предки первых людей, этим подчеркивались их единство и цельность.

Согласно древнекитайской мифологии, всякое человеческое тело содержит в себе и мужское, и женское начало, хотя в женщине больше «Инь», а в мужчине — «ян». На разделении органов по этому принципу покоится вся китайская народная медицина. Необходимость гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице отстаивает тантризм.

Каково бы ни было их происхождение, бинарные оппозиции оказывают огромное воздействие на все наши логические операции, связанные с классификацией и категоризацией явлений.

Согласно психолингвистической теории Элизабет Рош (Rosch, 1977), существует два принципиально разных типа категоризации. В первом случае фиксируется качественное различие явлений в форме максимально ясных, внутренне последовательных прототипов, предельных случаев, выражающих сущность данного явления, очищенного от всяких непоследовательностей, противоречий и т. п. Во втором случае устанавливаются количественные градации, объекты различаются по степени выраженности, типичности, характерности для них того или иного качества.

Категоризация начинается с того, что понятия и обозначаемые ими явления представляются взаимоисключающими, дискретными: «добро или зло», «день или ночь», «мужское или женское». В дальнейшем жесткая дихотомизация становится недостаточной и бинарная оппозиция приобретает характер континуума, где крайние случаи постепенно переходят друг в друга, превращаясь из стереотипов, под которые явления подгоняются механически, в прототипы («идеально черное тело», «идеальная женщина»), которые в чистом виде никогда не встречаются, но позволяют классифицировать свойства явлений по какому-то определенному признаку. А когда выясняется, что любой объект можно категоризировать не по одному, а по множеству разных континуумов, мир из плоскостного и черно-белого становится многомерным, объемным и многоцветным.

Применительно к нашей теме это значит, что «мужское» и «женское» сначала выглядят абсолютными противоположностями, затем превращаются в полюсы континуума «муже-женственности» (на современном научном языке — «маскулинности/фемининности») и, наконец, становятся автономными свойствами, формирование или проявление которых зависит от целого ряда обстоятельств и условий, из данной категоризации не вытекающих.

Очень важно также иметь в виду, что все бинарные оппозиции содержат в себе момент оценки, последовательно распределяясь на положительные и отрицательные. Чарлз Осгуд (Osgood, 1979), изучивший под этим углом зрения носителей 12 разных языков, нашел, что человеческое сознание отличается не просто биполярностью (значения слов дифференцируются в терминах полярных оппозиций), но и тем, что один из полюсов оценивается как положительный, а другой — как отрицательный, причем положительные характеристики соединяются с положительными, а отрицательные — с отрицательными. Это относится и к понятиям мужского и женского.

Метафоры мужского и женского у разных народов различаются как по степени своей разработанности и значимости, так и по содержанию. Например, в русских летописях важнейшие мужские и женские свойства поляризованы, но при этом все мужское оценивается положительно (Маслова, 2001). «Мужской ум» — сильный, логичный. Слово «муже-умъный» стоит в одном ряду с терпеливостью, храбростью, непобедимостью. Напротив, женский ум — нелогичен, слаб. Наделение женщины мужскими чертами возвышает ее, а мужчину женские черты унижают. Если женщина обладает «мужским сердцем», это хорошо, тогда как мужчина с женским сердцем — слабак, трус. Трусливые воеводы именуются «скопцами с женским сердцем». Короче говоря, все хорошее в женщине происходит от мужчины, а все плохое в мужчине происходит от женщины.

Это накладывает отпечаток не только на мифологию и обыденное, повседневное сознание, но и на науку. Понятие мужественности (маскулинности) является не только и не столько описательным (дескриптивным), подразумевая совокупность черт, предположительно отличающих мужчин от женщин, сколько предписательно-нормативным, подразумевая систему представлений о том, каким должен быть «настоящий мужчина». Эти канонические предписания во многом определяют и наше восприятие фактов: мы воспринимаем то, что ожидаем увидеть, и группируем явления в соответствии с их культурным значением.

0

2

Интересную переписку по близкой для нас теме обнаружила на одном форуме. Приведу особо впечатлившие меня отрывки:

"Как вы относитесь к роли женщины в современном обществе..? Мужское и женское начала - равные и разные или сильный и слабый?"

вопрос, предложенный женщиной. И ответ:

"Женское и мужское начала вернее будет прежде всего рассматривать как разные, имеющие некоторые характерные корневые отличия, непонимание которых как того требуется, неизбежно приводит к ситуации, когда женщины достаточно нередко ищут женское в мужчинах, а мужчины ищут мужское в женщинах. Отчего легко создается атмосфера взаимного непонимания и пагубного недоверия.

В естестве человека, как мужчины, так и женщины, заложены два творческих начала: духовное и природное. Одновременно оба начала полноценно в одном человеке развиваться не могут по естественным присущим им характерным причинам. И поэтому они были проявлены таким образом, когда в одном человеке одно из двух начал становилось дающим, а другое берущим.

В мужчине дающим и активным началом стало духовное творческое начало, а в женщине - природное. Отчего полноценное развитие стало полностью зависеть от гармоничного единения мужского и женского.

Эта разность активных начал характерно отразилась в психике и сознании как мужчины, так и женщины.

Хотя, в зависимости от проявленной в некоторых случаях нехарактерной для себя жизненной активности, отдельные женщины и мужчины могли позволить проявиться в себе в активной форме не присущим своему естеству творческим началам. Но тогда вокруг таких женщин создается характерная мужчинам атмосфера, а вокруг мужчин - женская, что очень легко отметить.

Такое обстоятельство заложило предрасположенность у мужчин - к духовному подвигу, а у женщин - к природному. При этом обязательно следует подчеркнуть равновеликость значимости и одного и другого. Оба начала являются двумя половинами одной Гармонии.

Мнение мужчин о наиболее благоприятном духовном развитии в отсутствии общения с женщиной глубоко ошибочно!

А говорить о месте женщины в современном обществе вообще бессмысленно, ибо сам характер развития общества пока еще постоянно тяготеет в противную от Гармонии сторону, неизбежно создавая условия к самоуничнотожению.

Только взаимное дополнение друг друга со стороны мужского и женского может создать жизненно благоприятную необходимость для движения по пути развития.

Если мужская особенность отличается от женской, то, значит, одно и то же они уже не смогут сделать одинаково. В чем-то лучше проявится один, в чем-то - другой. Но в целом мужское и женское правильнее воспринимать как равноценное."

Этим сообщением мы продолжим развитие рассуждений на эту "вечную" тему - взаимоотношения мужчины и женщины, которая, нам мой взгляд не только нуждается в серьезном переосмыслении, но и в нахождении наиболее общих закономерностей, которые помогут нам всем обрести возможность привести в порядок то, что является основой общества и источником множества человеческих эмоций, я говорю о семье.

0


Вы здесь » HOUSE » как и для мужчин так и для женщин » мужское или женское начало